Ресурсосоздающее управление в детском футболе.

Менеджеров детских футбольных клубов нигде не готовят. По разным причинам. Прежде всего потому, что хорошо подготовить таких руководителей можно только через практику, что означает долго, дорого и без гарантий.  Поэтому их никогда не будет у нас много, это всегда редкость, впрочем как и в любой другой отрасли.

Это первый страшный бич всего детского футбола постсоветского пространства.  Если начать описывать какие чудеса с точки зрения менеджмента тут бывают, у google не хватит места сохранить эти тексты. Поэтому просто лаконично скажем: слабо.

Теперь что с этим делать ?

На самом деле не так страшен этот чёрт как его рисуют.

Хорошего менеджера в детской футбольной школе нужно готовить самим и даже из себя, если требуется.

Что такое хороший менеджер и как его отличать от плохого ?

С точки зрения смысла слов, которые оба произносят, они между собой мало чем отличаются. И один и другой могут говорить какие-то хорошие вещи, как говорится «за всё хорошее против всего плохого».  Скорее всего, что мы услышим много слов про «гармоничное развитие детей», «современные мировые методики» и так далее.

Чтобы понять с кем именно мы имеем дело нужно будет разобраться, как именно менеджер обращается с ресурсами предприятия. Как он их использует ? Это даст ясность, что будет с этой школой в ближайшие пять лет.

Для начала заменим термины хороший и плохой менеджер на полезный и бесполезный, так будет яснее, что имеется ввиду.

Так вот полезный менеджер практикует ресурсосоздающее управление, в то время как бесполезный практикует всякого рода раздутие.

Обычная практика бесполезного менеджера, которую мы видим каждый день — это всякого рода разговоры про увеличение надоев молока, быстрее, выше, сильнее, а так же больше детей в группах, больше групп, больше спонсоров, больше денег, больше штат, больше стадионов — в итоге нужен больше бюджет и точка.

Зарплата такого менеджера, как правило, так или иначе, представляет собой процент от растраты этого самого бюджета. Теперь ясно зачем ему всё это нужно.

Реальное качество обучения, систематизация знаний клуба, развитие компетенций тренеров в этой системе скорее воспринимаются  как лишняя статья расходов.

Продуктом управления бесполезных менеджеров являются жёсткие вертикально выстроенные системы, где никто реально не берёт ответственности за процесс. Есть что-то, что прописано в должностных инструкциях, но как правило, их выполнение превращаются в абсурд. Классический пример  — все наши госструктуры, сплошной театр абсурда, все это понимают, но никто ничего не меняет, поскольку эта «работа» гарантирует три рубля на жизнь.

В такой системе энергия роста уходит в интриги и перестановки. Можно попытаться запустить процесс внутреннего обучения, но если нет запроса от команды тренеров ,то скорее всего, будет уничтожающая обратная связь в стиле «все это ерунда».   Такая система ничего не создаёт по той простой причине, что она не создавалась для эффективного производства услуг.  Она создавалась менеджером для зарплаты менеджера и его сослуживцев в прямом и переносном смысле. Задачи подготовки и развития всегда были и останутся поводом.

Со временем бесполезные руководители превращаются в надсмотрщиков.

Hundun

Думаю многие смотрели мультфильм Кунг-фу Панда (первая часть) . Там есть такой момент, когда директор тюрьмы представляет свою чётко выстроенную систему охраны в «учреждении» . Типичный такой руководитель, у которого «все под контролем», а потом оказывается, что одно пёрышко может всё разрушить.

От такого руководителя можно чаще всего слышать, что тренеры плохо тренируют, дети плохо играют, спонсоры мало присылают и так далее.

Но если поменять менеджера, то может оказаться, что вся система была выстроена под этот стиль работы,  и с заменой одного менеджера на другого ничего особо не меняется.

 

Ресурсосоздающее управление или кто такой полезный менеджер в детском футболе.  

Сначала, разберём, что значит ресурсосоздающее ?

Начнём с того, что у нас в клубе называется ресурсом ?

Например это может быть инфраструктура клуба: поля, спортивные залы, инвентарь  и так далее.

Это материальные ресурсы. Мы можем их пощупать, потрогать и воспользоваться ими когда нужно.

Для того, чтобы они (материальные ресурсы) были в клубе нам нужен такой руководитель, который если надо то действует в стиле Остапа Бендера, только чуть более честного :). Как мы помним, везде и всегда Остап находил ресурсы для себя и для своей команды: там договорился, тут попросил, там «достал», тут продал, там купил. Толковый такой, деятельный человек-локомотив.

Яркий пример умелого руководителя материальными ресурсами школы — это Мастер Шифу из мульфильма Кунг-Фу Панда . У него всегда порядок в спортзале, чёткое расписание и последовательная методика.

mastershifu5

 

Нематериальные ресурсы клуба.

Что это такое ?

Нематериальные ресурсы у нас это: навыки, умения, знания сотрудников, коммуникации и правила взаимодействия в команде.

Совмещать управление материальными и нематериальными ресурсами невероятно сложно. Будет лучше, если в клубе этим займутся два разных человека. В школе кунг-фу Панды так и было сделано, как вы помните. Мастер Шифу занимался бытом и организацией тренировочного процесса, а «старая чокнутая черепеха» мастер Уг Вэй  трансовал в саду возле персикового дерева. Вместе у них получалось организовать работу лучшей в мире школы Кунг-фу. И при этом каждый из них продолжал практиковать Кунг-Фу, как вы помните. То есть ни один, ни второй, и не думали остановится в развитии и сказать: я всё понимаю и всё знаю, больше мне нечему учиться. И это одно из важнейших свойств эффективного руководителя — он продолжает учится и совершенствоваться всю свою жизнь.

5960045574_c9058dd8bb

 

Каким образом мы можем развивать нематериальные ресурсы клуба ?

Попробуйте на секунду представить себе клуб не как набор команд, полей, тренеров, менеджеров, а как набор знаний, компетенций и отношений.

Что если все материальные ресурсы, которыми мы обладаем — это всего лишь отражение наших навыков ?

Умеем выстраивать конструктивные отношения с детьми и родителями — значит у нас есть команды.

Умеем договариваться между собой — значит у нас в клубе работает много интересных людей.

Умеем работать с деньгами — у нас в бюджете будет достаточно средств.

Умеем подготовить техничного, умного футболиста —  у нас в командах полно таких футболистов.

А ещё, возможно, нужно научится строить стадионы, содержать поля, взаимодействовать с прессой, организовывать сборы, турниры, поездки.

Получается что спектр знаний и умений огромен.

Тогда задача менеджера, который управляет нематериальными ресурсами, с одной стороны, видеть связи между материальным и нематериальным.

С другой стороны, ему нужно организовать процессы в клубе таким образом, чтобы эти знания ценились, накапливались, систематизировались.

То есть, эффективный управленец, занимается развитием внутренних ресурсов клуба через построение системы самообучения в организации, систематизации накопленных знаний.

Итак, если наш спортивный менеджмент научится управлять всеми этим типами ресурсов в клубе, то можно говорить о том, что в детском футболе у нас что-то наладится.

Пока что, к сожалению, мы можем только с завистью наблюдать, как работают такие управленцы в Европейский клубах. Где, и материальная база и методические основы постоянно совершенствуются. Что говорит о качественном управление ресурсами в этих школах.

Как у нас в клубе построена работа с накоплением и систематизацией нематериальных ресурсов — читайте в следующей статье.

Если захотите оставить комментарий регистрация тут 

С уважением Сергей Змитрович

ФК Юниор (Минск)

 

 

1 thought on “Ресурсосоздающее управление в детском футболе.”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *